У всех на слуху сейчас нововведение в российском законодательстве - саморегулирование в строительстве и создание СРО. Казалось бы, СРО – система положительная и именно такой нам пытаются её представить. Однако вероятность того, что система будет работать – минимальна. Прежняя законодательная база, регулировавшая нормы строительства в стране фактически отменена, а новой попросту нет и на её создание в рамках СРО, по оценкам специалистов, могут уйти годы. Ведь для того, чтобы подобный закон мог начать функционировать необходима разработка около полусотни новых нормативных актов, а для этого ничего не то чтобы не сделано, даже и не делается! При том, что даже обывателю совершенно очевидно – невозможно обойтись в строительстве без элементарных технических регламентов. Ведь полное отсутствие этих норм понесёт за собой такое же полное отсутствие контроля за качеством строительства и неизбежное развитие мошенничества в этой сфере. Хуже того – во многих случаях мошенничество строителей станет вынужденным и неизбежным.
Государство проигнорировало и как-то умолчало тот факт, что более 70и регионов открыто высказались против нового закона.
Основную волну недоумения строителей вызывает «устройство» компенсационного фонда. Понять, для кого он может быть приемлем не представляется возможным. Для малого и среднего бизнеса сумма взноса размером в 1 млн.рублей – неподъёмная (а ведь по данным ФЛЦ именно предприятия малого бизнеса владеют подавляющим большинством выданных ранее лицензий!). Дискриминация налицо. В то же время, в случае реального форс-мажора сумма взносов всех участников СРО в 100 млн.рублей не сможет покрыть и десятой доли материального ущерба даже одного жилого дома.
А есть и регионы, в которых попросту не наберётся сотни участников (такой цифрой определяет закон минимальный порог численности членов СРО для строительных организаций; для изыскательных - 50). При этом, если рассмотреть эту же ситуацию немного с другой стороны, мы увидим, что официально занимается строительством четверть миллиона юридических лиц и, соответственно, число СРО в одном строительстве может достигнуть десятков тысяч! Они будут решать, кто будет строить; выдвигать собственные требования к строителям, формировать свою систему контроля и свои же стандарты качества, устанавливать меры воздействия на нарушителей и назначать цены на жильё будут тоже сами. Итого: десятки тысяч строительных «государств». При этом в теории законом предполагается создание надзорного органа за самими СРО, однако на практике орган этот не определён.
Очевиден факт, что должны были быть СНАЧАЛА созданы и развиты СРО, а затем вступить в силу подобный закон. Или, хотя бы. Должен быть предусмотрен некий «переходный период» от одной модели к другой. Но закон не имеет обратной силы и его исполение не будет отложено...

Чем же это закончится для нас с вами?

Для начала, разумеется, удорожанием стоимости жилья. Совершенно ясно, что все взносы будут включены в стоимость квадратного метра и оплачивать их предстоит именно нам. Вследствие отмены СниПов и несоблюдения технических норм строительства (в виду их отсутствия), можно ожидать тотального снижения качества строительства и какова будет продолжительность «жизни» этих новых построек предсказать сложно. Ведь поскольку в законе о СРО отсутствуют производители стройматериалов, то и за их качество будут вынуждены нести ответственность сами СРО.